И никаких гвоздей

Девять фрикционных шин скандинавского типа размерности 225/45R17 для автомобилей гольф-класса мы проверили в суровых условиях Крайнего Севера и средней полосы России.

Нешипованные, или нешипуемые, шины (они же фрикционные или «липучки») несут на боковине отметку studless, что переводится с англий­ского как «без шипов». Они делятся на две категории: для суровых северных зим («скан­динавки») и для теплых среднеевропейских («европейки»). Первые ориентированы на снег и лед, потому их протектор выполнен из более мягкой резины (от 55 до 50 единиц по Шору и даже чуть ниже). А вторые нацелены в пер­вую очередь на мокрый асфальт и помимо более жесткого компаунда имеют развитые канавки, активнее отводящие снежную кашу и воду из пятна контакта, то есть эффектив­нее борются с аквапланированием и слэшпленингом (скольжением по снежной каше).

И никаких гвоздейВ России с ее морозными и снежными зимами из фрикционных шин более попу­лярны «скандинавки». Среднеевропейские продаются в ограниченном количестве — их покупают те, кто проводит зиму только в мега­полисе, на очищенных от снега и льда улицах, постоянно поливаемых химией.

Для тестов мы отобрали самые популярные на российском рынке модели скандинавского направления по цене от 6530 до 9650 рублей. Выбор начали с известных на рынке пред­ставителей шинной «большой пятерки».

Это Bridgestone Blizzak VRX, Michelin X-lce 3, Goodyear UltraGrip Ice 2, Continental ContiVikingContact б и новинка сезона — шина Pirelli Ice Zero FR. He забыли мы и о лидере многих наших тестов — шине Nokian Hakkapeliitta R2, самой дорогой в выборке. Кроме того, включили в работу менее дорогие покрышки: новые модели Dunlop Winter MaxxWMOl и Hankook Winter i*cept iZ2, а также хорошо известную и самую доступную по цене из всех участников шину Toyo Observe GSi-5.

Гонки в аду

Испытания на «белых» дорогах — так шинники величают снежные и ледовые тесты — мы про­вели в марте этого года на одном из самых северных шинных полигонов White Hell («Белый ад»), принадлежащем компании Nokian. Говорят, это имя ему дали по аналогии с «Зеленым адом», как прозвали знаменитую гоночную трассу «Нюрбургринг».

«Белый ад» расположен на озере Таммиярви и включает около десяти различных ледовых трасс, проложенных по замерзшей водной глади и окрестным берегам. И еще столько же снежных дорожек накатано по периметру этого огромного катка. Полигон с раннего утра и до позднего вечера поддер­живается в идеальном состоянии мотовзводом разнообразной спецтехники — от больших ратраков и машин для заливки льда до мел­ких Мультикаров с щетками. Рай для испыта­ний шин!

Носителем покрышек назна­чили Volkswagen Golf GTi: его родной раз­мер — 225/45 R17. ESP у него не отключается. Впрочем, это можно сделать при помощи сканера, но мы решили оставить всё как пред­писано заводом-изготовителем. Ведь все так ездят. Даже противобуксовочную систему ASR мы оставляли включенной во время заме­ров — с ней результаты точнее. Но во время экспертной оценки курсовой устойчивости, управляемости и проходимости ASR всё же отключали, чтобы иметь полный контроль над тягой — без электронного вмешательства. Температура воздуха за время испыта­ний менялась от -2 до -18 °С.

Подойти с прибором

Фрикционные шины на льду очень чувстви­тельны к чистоте покрытия и состоянию неба. Даже легкий снежок, слегка при­порошивший «каток», или яркое солнце, чуть-чуть подтопившее лед, могут сильно исказить результаты. В «Белом аду»условия для замеров времени разгона и торможения практически идеальные, поскольку длин­ный ледяной прямик защищен от снега, ветра и солнца огромным тентом. Можно тестировать шины независимо от погодных перипетий. Да еще и время экономится: для получения достоверных результатов доста­точно четырех замеров (на открытом льду приходится повторять измерения по шесть — восемь раз ради пущей точности).

Только вот в «палатке» для измерений вместо привычного комплекса VB0X, опирающегося на данные GPS, приходится использовать древний Dutron с оптическим датчиком, поскольку слой снега на тенте начисто перекрывает доступ к спутникам. Правда, и оптика на малых скоростях иногда оши­бается — например, перемещение снежинок при легком дуновении ветра Dutron может ошибочно принять за движение автомобиля. Потому замеры разгона проводим с 5 км/ч, а не с нуля, как при работе с измерительным комплексом VB0X.

Быстрее всего Golf разгоняется на шинах Dunlop — требуется всего шесть секунд, чтобы набрать 30 км/ч. На покрышках Nokian проигрыш составляет лишь одну десятую секунды. А самый неспешный разгон Golf продемонстрировал на шинах Hankook и Bridgestone.

Чуть больше 15 метров потребовалось Гольфу, обутому в покрышки Nokian, чтобы замедлиться с 30 до 5 км/ч — это лучший результат. Чуть хуже показатель на шинах Continental. В отстающих — Bridgestone и Pirelli: для выполнения упражнения им потребовалось 17,5 метра. Bridgestone, честно говоря, удивил: обычно продоль­ные сцепные свойства этих шин всегда на высоте. Конкуренты заметно продви­нулись вперед!

Поперечное сцепление оцениваем на ледовом круге. Он расположен под открытым небом, поэтому ждем пас­мурной погоды, когда солнце скроется за тучами, — в таких условиях результаты гораздо стабильнее. Накручиваем восемь-десять кругов и выбираем луч­ший результат, который удалось повто­рить не менее трех раз.

Наиболее цепкими оказываются шины Continental: на них Golf смог пройти круг за 26 секунд. У Nokian вто­рой результат — хуже на 0,6 секунды. В аутсайдерах оказались покрышки Тоуо: 28,8 секунды. Замеры на снегу можно прово­дить в любую погоду, за исключением интенсивного снегопада: свежие хлопья обычно очень скользкие. Для оценки продольного сцепления используем длинную площадку, на которой разгоняемся с места до 40 км/ч, а затем тор­мозим до 5 км/ч. Для каждого замера используем свежую полоску снега, а когда таких не остается, запускаем ратрак с широченными гусеницами. Восстановленное покрытие напоминает «вельвет» на подготов­ленных горнолыжных спусках.

На снегу самый быстрый разгон получили на шинах Hankook и Pirelli, а самый медленный — на покрышках Bridgestone и Dunlop. В торможении лучшими оказались Continental и Pirelli, худшими — Bridgestone, Goodyear и Michelin. Впрочем, разница между первым и последним результатами составляет около 4%, так что проигравших в этом упражнении, считай, нет — есть уступившие. Наше традиционное упражнение «переставка» мы выполнить не смогли: во всем «Белом аду» не нашли уплотненного снега. Отсутствие этого упражнения компенсировали оценкой управляемости на специальных ледо­вых и снежных трассах.

Пятой точкой

Не всё можно измерить. Например, управля­емость и проходимость оцениваем субъективно — выставляя экспертные оценки, четко формулируя замечания и учитывая их весо­мость, влияние на поведение автомобиля.

Начинаем с курсовой устойчи­вости на снегу. Golf стабильнее всего держит прямую на высо­кой скорости и быстрее следует за рулем при мягких пере­строениях на шинах Bridgestone, Continental, Goodyear, Hankook и Nokian. Замечания к остальным конкурсантам незначительные.

Управляемость оценивали на трассе с набором поворотов разных радиусов. Здесь скорость ниже, чем при оценке курсовой устойчивости, зато баранку при­ходится вращать на большие углы, а в некоторых «шпильках» — даже перехватывать.

Наиболее понятное поведение обес­печили Гольфу покрышки Hankook, Nokian и Тоуо. А на шинах Bridgestone и Dunlop кон­тролировать его сложно даже опытным экс­пертам: низкая информативность и задержки в реакциях вынуждают перекручивать руль, что приводит к заносу. В скольжениях авто­мобиль непрогнозируемо уходит то в снос, то в занос, долго плывет боком, не реагируя на повороты руля, пока не упадет скорость.

При оценке проходимости в глубоком снегу Volkswagen на шинах Nokian и Pirelli чувствует себя как рыба в воде — легко трога­ется и маневрирует, без проблем выбирается задним ходом, если вперед двигаться уже невозможно. А езда на покрышках Bridgestone, Goodyear, Michelin и Тоуо в этих же сугробах требует от водителя специальных навыков — тронуться можно только внатяг, любая про­буксовка провоцирует самозакапывание. Автомобиль весьма неохо­тно маневрирует и сдает задом.

Управляемость на льду оцениваем на замерзшем озере Таммиярви. Здесь всех покорил Michelin: отточенные, прямо-таки асфальтовые реакции и удивительное чувство начальной фазы скольжения дают возможность ехать по «зеркалу» на редкость надежно. Не так безупречно, но не менее уверенно позволяют управлять Гольфом шины Continental, Nokian и Pirelli. Остальные покрышки тоже показали себя неплохо — у экспертов были лишь незначительные замечания.

Черные дороги

Тесты на асфальте проводили в апреле — мае на полигоне АВТОВАЗа при температуре от +4 до +7 °С. Первое упражнение — оценка экономичности. Лучшие результаты незави­симо от скорости показали Hankook и Nokian. Худшие — у шин Dunlop и Тоуо. Хотя разница между ними копеечная, всего стакан бензина (200 мл) на 100 км.

Еще во время прогревочного круга перед замерами десяток километров двига­емся на скорости от 110 до 130 км/ч. Самое время для оценки курсовой устойчивости на асфальте. Очень четкую курсовую устой­чивость и понятное, информативное усилие на руле обеспечивает Michelin — почти как в теплый сезон на летних шинах! Чуть уступили Dunlop, Goodyear и Pirelli. Претензии возникли к покрышкам Hankook и Тоуо: обутый в них Golf удивляет пустым, малоин­формативным рулем, задержками в реакциях при корректировке направления движения и неприятным «догоняющим» подруливанием задней оси на дуге.

Шум и плавность хода на хорошем покрытии оцениваем здесь же, на скоростном овале. Затем добавляем служебные дороги с трещинами, щербинами и выбоинами. Получаем, что право называться самыми ком­фортными заслуживают шины Continental — по шумовой комфортности и плавности хода у них максимальные оценки. Кстати, столь же тихи и шины Goodyear. Наиболее жесткие и «ворчливые» — покрышки Dunlop, Тоуо и Michelin. Схожие показатели плавности хода и у Pirelli. Основные замечания для этой чет­верки одинаковые: резкие толчки на средних и крупных неровностях, вибрации на мелких и ощущение перекачанных шин.

Завершающие упражнения — торможение на сухом и на мокром асфальте. Тормозим по одной колее на узкой полоске асфальта, зажатой конусами, — так точнее. И не забы­ваем после каждого замера остужать тормоза неспешной «пробежкой».

На сухом покрытии самый короткий тор­мозной путь — на шинах Goodyear: 28,8 метра. На метр больше проезжает Golf на покрышках Continental и Michelin. Худший результат — у Тоуо: 33,1 метра. На мокром асфальте лучшее торможение обеспечивает Continental: 19,7 метра. Goodyear показывает второй результат, про­играв лидеру полметра. В хвосте — опять Тоуо: тормозной путь на этих шинах больше на шесть метров.

Итого

Лидирующую позицию в нашем тесте заняли шины ContiVikingContact б, которые набрали 924 балла. На втором месте, отстав всего на девять баллов,- Nokian Hakkapeliitta R2.

Обе модели — отличные шины с отменными характеристиками и отличаются друг от друга лишь нюансами: Conti радует лучшими сцепными свойствами и высоким уровнем комфорта, a Nokian подкупает понятным, прогнозируемым поведением и дает неболь­шую экономию топлива.

Почетное третье место — у шин Goodyear UltraGrip Ice 2 (899 баллов). Они будут неплохим выбором в крупных городах, где улицы очищены от снега и льда, поскольку обеспечи­вают очень хорошее сцепление как на сухом, так и на мокром асфальте.

Pirelli Ice Zero FR, Michelin X-lce 3 и Hankook Winter i*cept iZ2 вместе с моделью Goodyear UltraGrip Ice 2 вписываются в катего­рию очень хороших шин: итоговый результат выше 870 баллов. Покрышки Michelin недо­статочно комфортны, но покоряют отменной управляемостью на льду и высокой курсовой устойчивостью на асфальте. Pirelli и Hankook особенно хороши на заснеженных дорогах. Крайне важно и то, что шины Hankook оказались лучшими по соотношению цены и качества.

Dunlop Winter MaxxWMOl и Bridgestone Blizzak VRX практически равноценны (864 и 866 баллов) и достигли уровня крепких середнячков. Различаются нюансами, которые обычный водитель вряд ли уловит. Dunlop, например, чуть менее комфортен, зато обеспе­чивает более высокую курсовую устойчивость на асфальте. Bridgestone заметно дороже.

Тоуо Observe GSi-5 можно назвать бюд­жетным вариантом и по характеристикам (в первую очередь из-за скромных сцепных свойств на асфальте), и по цене. К слову, шины Тоуо отличились прекрасным отношением цены к количеству набранных бал­лов — 7,78. А лучший результат — у шин Hankook: 7,71. Это означает, что не настолько эти покрышки хуже тех, которые заняли более высокие места, насколько они дешевле.