Колеса фортуны

На дорогах все чаще можно встретить людей, передвигающихся на сегвеях, моноколесах и прочих мод­ных транспортных средствах. Каковы их права?

Жизнь набирает обороты. В гонку скоростей вклю­чились не только владельцы транспорта в привычном нам понимании, но и без­лошадные, приобретающие в помощь собственным ногам различные механи­ческие средства передви­жения. Еще несколько лет назад, увидев в толпе че­ловека, перемещающегося заметно проворнее окружа­ющих, можно было сделать вывод, что причиной тому скейт, ролики или самокат. Теперь конкуренцию им со­ставили различные элек­трические приспособления.

Колеса фортуны

Начиналось все с сегвеев, которые не получили широ­кого распространения из-за высокой цены, но сам прин­цип прижился и оказался реализован в гораздо более доступных устройствах — ги­роскутерах и моноколесах. Компанию им составляют электросамокаты. Все бы хо­рошо, но из парков и дворов эти средства проведения досуга постепенно выплес­нулись на улицы, создав властям неведомую ранее проблему. Скорость пере­движения на колесах ока­залась заметно выше темпа пешей прогулки. Это зна­чит, что остальные участни­ки движения не всегда мо­гут предугадать, где и когда окажется человек, на этих колесах едущий.

Как тут не вспомнить, что кинети­ческая энергия такого пеше­хода изменяется пропорци­онально квадрату скорости движения! Следовательно, тело весом 80 кг, несущее­ся на роликах со скоростью 20-25 км/ч, представляет вовсе не символическую, а вполне реальную угро­зу окружающим, причем не только пешим. Некото­рые умельцы дорабатывают те же моноколеса и сегвеи, что позволяет им развивать и вовсе запредельные для обычного пешехода скоро­сти — до 50 км/ч.

Но если водителю мопеда, который едет с той же скоростью, необходимо выучить ПДД, сдать экзамены, пройти медкомиссию и получить права, то пешеходу на ро­ликах, сегвее или любом подобном средстве передви­жения ничего не требуется. Ситуацию усугубляет и то, что далеко не все умеют уверенно «стоять на коле­сах». Вот и возник у власти вопрос: не пора ли четко ре­гламентировать поведение указанной категории участ­ников движения на дороге, а заодно предусмотреть для них адекватные меры ответ­ственности?

Как ни странно, наличие под ногами «персональных» колес не выводит их вла­дельцев из разряда пеше­ходов. Напомним, что к та­ковым Правила дорожного движения приравнивают также граждан, использу­ющих для передвижения роликовые коньки, само­каты и иные аналогичные средства. Надо понимать, что под это определение подходят и электрические устройства, все большую популярность. Предельная скорость пере­движения на таких сред­ствах ничем не оговорена, поэтому оставлена на усмо­трение производителя.

Но, как мы уже знаем, находятся «кулибины», которые имеют на этот счет свою точку зре­ния. Так что же, выходит, что даже если владелец такого «тюнингованного» сегвея несется на нем по тротуару с немалой скоростью, мы его по-прежнему продолжаем считать пешеходом? Выхо­дит, что так. И даже такой пешеход пользуется преимуществом перед автомобилем на переходе или во дворе. Быть может, имеет смысл разрешить им использовать проезжую часть, велосипед­ную дорожку или велополо­су? Едва ли это лучшая идея, ведь тогда опасность грозит уже самому пешеходу на ко­лесах, появление которого может стать полной неожи­данностью и для водителя автомобиля, и для велосипе­диста.

Но даже если мы согла­симся считать такого участ­ника движения пешеходом, все равно необходимо пред­усмотреть какие-то общие правила поведения. Види­мо, не лишним будет все-таки ограничить скорость передвижения. Водители автомобилей скажут «спа­сибо», если в ПДД появит­ся норма, которая обяжет пешеходов на колесах спешиваться, например, перед пересечением проезжей части. Во-первых, относи­тельно высокая скорость движения пешехода на ко­лесах не всегда оставляет водителям время среагиро­вать на его внезапное появ­ление. Во-вторых, даже са­мый искусный пользователь на собственных ногах стоит все-таки увереннее, чем на колесах, следователь­но, при переходе проезжей части и появлении внезап­ной опасности у него боль­ше шансов избежать наез­да.

Но если с гироскутера, моноколеса, самоката или скейта перед «зеброй» мож­но сойти, то как быть с ро­ликами или сегвеем? На­конец, если потенциальная опасность передвижения пешехода на колесах выше, чем на ногах, быть может, пора подумать и об особой ответственности за наруше­ние ПДД? Подводя итоги, вынуждены признать, что вопросов пока что больше, чем ответов. Найдут ли их чиновники, покажет время.